Неисправности дренажного насоса и способы их предупреждения

Неисправности дренажного насоса и способы их предупреждения

Дренажные и канализационные насосы, чаще всего, работают в сложных условиях и с высокими эксплуатационными нагрузками. В зависимости от ресурса период между техническими обслуживаниями составляет от 200 до 2000 часов. Обычно регулярного планового ТО или ремонта достаточно для поддержания оборудования в рабочем состоянии, но при нарушении правил эксплуатации или дефекте деталей возникают аварийные остановки, требующие принятия быстрого и правильного решения. В некоторых случаях восстановить работоспособность техники можно собственными силами.

Конструкция насоса включает следующие основные узлы:

  • асинхронный электродвигатель;
  • вал с торцевым уплотнением;
  • рабочее колесо (одно или несколько);
  • корпус с внутренним направляющим контуром для подачи воды к колесу;
  • автоматика для контроля уровня перекачиваемой жидкости (поплавковый выключатель).

Конструкции отличаются способом подвода воды, пространственным расположением вала, количеством рабочих колес, но имеют общий принцип действия и характерные поломки основных узлов.

Дренажные насосу имеют моноблочную герметичную конструкцию. Внутри корпуса размещен электродвигатель и насосный механизм. Для предотвращения протечек все соединения тщательно подгоняются и уплотняются. Агрегаты не требуют обслуживания между плановыми ТО, поскольку оснащаются прямой нерегулируемой передачей, а в состав уплотнения вала входит контур со смазкой, не требующей замены.

Наиболее распространенные причины неисправностей

Риск возникновения поломки зависит от условий эксплуатации и материалов конструкции. Наиболее частые причины возникновения неисправностей:

  • абразивные жидкости;
  • агрессивные жидкости;
  • износ рабочего колеса.

Как правило, эти причины взаимосвязаны: повышенное содержание абразивных частиц приводит к преждевременному износу лопастей и элементов корпуса.

Насос нужно размещать не глубже допустимого уровня. Он должен работать в указанном температурном интервале.

Износ деталей

Обычно в стоках содержится до 0,005 % песка и других абразивных примесей. При таком количестве включений подходит насос из любых материалов. Но содержание песка значительно увеличивается после сильных дождей, паводков и таяния снега (в1000 раз), увеличивая износ деталей.

На уровень износа влияют:

  • количество песка и форма песчинок;
  • материал и тип рабочего колеса;
  • величина напора.

Песчинки заостренной формы представляют повышенную опасность для деталей. Наиболее стойким к таким включениям является рабочее колесо из закаленного или прорезиненного металла, а также одноканальный вихревой насос. Износ можно снизить уменьшением напора.

В процессе эксплуатации возникают следующие дефекты корпуса:

  • коррозия и эрозия поверхностей;
  • трещины;
  • повреждение посадочных мест;
  • истирание резьбы.

Поврежденные места удаляются расточкой до ремонтных размеров с последующим восстановлением эксплуатационных характеристик. Если трещины обнаруживаются у вала, то он подлежит замене. Искривление вала устраняют механической и термической правкой.

Рабочие колеса не должны иметь трещин, а износ лопаток и дисков может составлять не более 25 % от первоначальной толщины. Проверка производится при техническом обслуживании техники. Изгиб лопаток не допускается. Местную коррозию зачищают и наплавляют металл с последующей обработкой и балансировкой конструкции. Трещины заваривают.

Замена подшипников производится при превышении допустимой величины осевого и радиального зазоров.

В обычных системах водоотведения с невысокой температурой рабочей среды детали из чугуна способны служить в соответствии с заявленным межсервисным интервалом. Для увеличения износостойкости чугунная поверхность покрывается защитным покрытием, например, слоем эпоксидной смолы и слоем износостойкой краски.

Для перекачки горячей воды, ливневых вод с повышенной кислотностью, промышленных стоков используются компоненты из нержавеющей стали. Для работы с морской водой высококачественная нержавеющая сталь защищается эпоксидным и цинковым покрытием.

Кавитация

На срок службы рабочего колеса влияет наличие кавитационных процессов. Это выражается в образовании и схлопывании пузырьков газа в жидкости. Процесс происходит вдоль лопаток рабочего колеса и возникает при низком давлении при всасывании на входном отверстии и большом расходе жидкости. Если давление падает до давления насыщенных паров жидкости, то в рабочем потоке начинается выделяться растворенный газ. При контакте с лопастями и нарастании давления в жидкости пузырьки начинают лопаться, и выделяющаяся энергия негативно действует на поверхности рабочего колеса. Лопасти подвергаются тепловому, электрохимическому, ударному воздействию. Наиболее устойчива к кавитации нержавеющая сталь, наименее — чугун. Повреждения проявляются значительным ухудшением производительности. Дренажный насос не качает воду в достаточном количестве. Для устранения проблемы приходиться демонтировать не только сеть, но и насос.

Причинами возникновения кавитации служат:

  • плохая вентиляция в резервуаре насосной станции, за счет чего недостаточен отвод тепла жидкости с высокой температурой;
  • сухая установка с длинным всасывающим патрубком;
  • образование воронки с вовлечением воздуха на входе по причине низкого уровня воды и попадание пузырьков в рабочую камеру;
  • подача не соответствует характеристикам насоса;
  • засор входного канала;
  • температура жидкости выше 80 оС.

В такой ситуации дренажный насос гудит, но не качает воду из-за выхода из строя рабочего колеса, уплотнения вала или подшипников. Часто кавитация сокращает ресурс механизма, но при работе с абразивной или агрессивной жидкостью ущерб заметно возрастает и приводит к необходимости полной замены колеса.

Для предотвращения кавитации рассчитывают максимально допустимую высоту подъема жидкости при всасывании и минимального давления, при котором исключен риск образования пузырьков. Расчет производится с учетом температуры, плотности и теплоемкости жидкости.

Чрезмерная вибрация

На срок службы техники негативно влияет чрезмерная вибрация, поэтому, если дренажный насос гудит и вибрирует, велика вероятность разбалансировки ротора и рабочего колеса.

Основные причины возникновения повышенной вибрации:

  • дефекты обработки поверхностей;
  • неточная сборка;
  • неоднородность металла из-за наличия раковин;
  • неравномерный коррозионный и эрозионный износ в процессе эксплуатации;
  • загрязнение продуктами, содержащимися в рабочей среде;
  • различная площадь окон между лопатками и дисками колеса на выходе жидкости.

Неуравновешенное состояние механизма приводит к преждевременному износу подшипника, срок службы которого сокращается в 2-3 раза. Это в свою очередь приводит к поломке двигателя.

Работы по устранению дефектов производятся на специальном станке.

Поломки двигателя

Асинхронные двигатели обладают высокой надежностью и рассчитаны на срок службы 15—20 лет при правильной эксплуатации. Для этого он должен работать в соответствии с номинальными параметрами, указанными в технической документации. Однако в реальной жизни условия эксплуатации часто отличаются от допустимых режимов. Негативное влияние оказывает плохое качество питающего напряжения, технологические перегрузки, повышенные влажность и температура, недостаточное охлаждение. Последствием таких отклонений являются поломки. По статистике, ежегодно выходят из строя до 10% применяемых двигателей.

Все возникающие неисправности можно разделить на две группы: механические и электрические. К механическим поломкам относятся дефекты корпуса, крыльчатки вентилятора, деформация вала, износ подшипников. Наиболее часты повреждения подшипников. Признаки их износа - увеличение шума при работе двигателя, возникновение повышенной вибрации. Из-за этого двигатель начинает сильнее греться. К электрическим повреждениям относят межвитковые замыкания, пробои или снижение сопротивления изоляции, нарушение контактов.

Наиболее распространенные неисправности двигателей:

  • перегрузка или перегрев статора;
  • повреждение подшипников;
  • межвитковое замыкание;
  • обрыв фазы (в трехфазных моделях);
  • дисбаланс ротора;
  • несоосность валов.
    • Для диагностики асинхронных двигателей используется современное оборудование. Тестовую диагностику производят с помощью измерений сопротивления изоляции и обмоток, токов утечки и др. Это позволяет не только выявить дефекты, но и предотвратить их появление. Метод функциональной диагностики наиболее предпочтителен, так как не требует отключения и демонтажа насосного оборудования. Он позволяет обнаружить недостатки, влияющие на ресурс, задолго до поломки.

      Общий и местный перегрев электродвигателя можно быстро диагностировать при помощи тепловизора. На его дисплее можно увидеть изображение механизмов в тепловом инфракрасном спектре. Для устранения неисправности снижают напряжение сети до номинального или улучшают отвод тепла. Последствием этого дефекта может стать общий перегрев двигателя, в результате которого возникает короткое замыкание и пробой изоляции обмоток.

      При межвитковом замыкании сильно нагревается обмотка статора местами. Характерные признаки — разница значений тока в фазах, двигатель сильно гудит, но тормозится, а дренажный насос не качает воду. Для этого случая нет специального прибора и используют:

      • токовые клещи для измерения нагрузки на каждой фазе и обнаружения на какой-либо из них значительного увеличения как характерного признака межвиткового замыкания;
      • измерение мегомметром для обнаружения замыкания на корпус;
      • прозвон тестером каждой обмотки в отдельности и сверкой полученных результатов.

      Проверить межвитковое замыкание можно визуально. Двигатель разбирается для обнаружения сгоревшей части обмотки. Важно своевременно устранить эту неисправность, поскольку через некоторое время двигатель начинает дымиться, возникает риск возникновения пожара.

      При дефектах подшипников двигатель гудит, но не вращается, либо не развивает достаточных оборотов и нагревается, а дренажный насос не качает воду. Если появляется биение, то это приводит к дальнейшему разрушению узла, после чего заклинивает вал двигателя. В этом случае наиболее простое решение — полная замена подшипника. Эта неисправность относится к труднодиагностируемым, но с помощью специальных приборов можно обнаружить дефекты. Проверку подшипника производят инфракрасным сканированием или отслеживанием вибрационного состояния электродвигателя.

      Как влияет на ресурс качество электропитания

      Многим потребителям по магистральной электросети поступает повышенное или пониженное напряжение. Это зависит от удаленности от понижающего трансформатора и пиковых нагрузок. Если напряжение питания существенно отличается от указанного на табличке двигателя насоса, то это отрицательно сказывается на работе. При понижении напряжения уменьшится момент вращения и число оборотов. По нормативным требованиям отклонение параметров электропитания не должно превышать 10 %, однако на практике это не всегда соблюдается.

      При существенном понижении напряжения падает КПД электродвигателя и его индукционное сопротивление. Это приводит к увеличению энергопотребления и перегреву. При снижении напряжения на 10 % расход энергии увеличивается на 5 %, а температура электродвигателя — на 20 %. Превышение температуры нормативных требований может привести к короткому замыканию и поломке статора. Даже если аварии не случится, подобный режим работы сокращает ресурс двигателя. Повышенное напряжение в электросети действует на технику аналогичным образом.

      Как зависит режим эксплуатации от изменений сетевого напряжения?

      • Если колебания происходят в интервале от +6 до -10 %, то негативного влияния на ресурс нет и срок службы двигателя соответствует номинальному.
      • При кратковременном отклонении колебаний от указанного интервала снижение ресурса будет незначительным, однако при существенном выходе за пределы возможно короткое замыкание обмоток и серьезные поломки двигателя.
      • При регулярном нарушении допустимого диапазона колебаний напряжения нужно снизить нагрузку насоса для сохранения ресурса рабочих узлов. Если это не удовлетворяет существующим потребностям, нужно заменить модель на более мощную.

      Во всех случаях важно обеспечивать необходимый уровень вентиляции и соблюдать симметрию фаз.

      Влияние на ресурс двигателя температуры жидкости

      Обычные дренажные и фекальные насосы рассчитаны на эксплуатацию при погружении в рабочую среду с температурой до 40 оС. Даже при кратковременном повышении до 50 оС сокращается срок службы подшипников, изоляции обмоток и кабеля двигателя.

      Если насос подходит для работы с горячими жидкостями для предупреждения поломки рекомендуется:

      • снизить нагрузку;
      • использовать кабель с теплостойкой изоляционной оболочкой;
      • повысить входное давление;
      • сократить вдвое интервал между техническими обслуживаниями.

      На все чугунные детали наносится износостойкое защитное покрытие.

      В качестве альтернативной меры используется внешний кожух охлаждения двигателя.

      Часто возникающие причины, из-за которых бытовой дренажный насос не качает воду

      Довольно часто проблемы можно устранить самостоятельно.

      • Остановка электродвигателя из-за блокировки рабочего колеса посторонним предметом устраняется прочисткой засора. Это может случиться из-за разомкнутого положения поплавкового выключателя. В этом случае достаточно поднять поплавок в верхнее положение.
      • Если двигатель работает, а дренажный насос не качает жидкость, то причиной может быть превышение допустимого подъема воды, перегиб шланга, засор напорной магистрали или всасывающего отверстия. Для возобновления работы устраняют грязь и перегиб шланга. Препятствием может служить скопление воздуха в рабочей камере, для устранения этого выполняют несколько пусков насоса.
      • При срабатывании термозащиты электродвигателя нужно проверить рабочее колесо на наличие засора или блокировки, измерить, не превышает ли температура рабочей среды допустимую. Срабатывание может происходить из-за некачественного электроснабжения. В этом случае поможет установка стабилизатора напряжения.

      Если перечисленные ситуации не подтвердились, и дренажный насос не качает, нужно обратиться к специалистам сервисного центра, указанного в документации.

Дренажные и канализационные насосы, чаще всего, работают в сложных условиях и с высокими эксплуатационными нагрузками. В зависимости от ресурса период между техническими обслуживаниями составляет от 200 до 2000 часов. Обычно регулярного планового ТО или ремонта достаточно для поддержания оборудования в рабочем состоянии, но при нарушении правил эксплуатации или дефекте деталей возникают аварийные остановки, требующие принятия быстрого и правильного решения. В некоторых случаях восстановить работоспособность техники можно собственными силами.